Культура и обычаи
Целью караизма является служение Богу и любовь к ближнему, задачей - сохранение чистоты Закона. Караимы уверены, что Закон в коррекции не нуждается, поэтому сакрализация Нового Завета, Талмуда и Корана для них не характерна. Любые совпадения в караизме и в иных вероучениях объясняются прямым текстом Закона, а не заимствованиями.
Заключая брак, в караимской семье составляли шетар (брачный договор), в котором сообщалось об обоюдном желании жениха и невесты вступить в брак, перечислялись взаимные обязательства будущих супругов, записывалось приданное невесты и могар (плата жениха за невесту). Заверяли шетар подписи свидетелей, старейшин-поручителей и газзана. По караимскому обычаю шетар хранился в доме родителей невесты. Всего в мире известно о 74 шетарах, в нашей коллекции их больше 40.
Свадьбы, караимские праздники и вечеринки (къонушма) сопровождались традиционной музыкой в исполнении чала - группы музыкантов с дарэ (бубен), флейтой, кларнетом и скрипкой. Большой вклад в сохранение и популяризацию караимских мелодий внесли В. Капон-Иванов, С. Майкапар, А. Кефели, семья Айваз и многие другие музыканты. Записи караимских напевов в исполнении Анны Семеновны Балджи хранятся в коллекции музея.
Караимский дом традиционно строился как полутораэтажное здание с хозяйственным нижним помещением, делился на мужскую и женскую с детьми половины, зал для приема гостя. Во внутренний дворик выходила открытая деревянная веранда, украшенная в богатых домах резным потолком с росписью.

Караимы Крыма издревле занимались ремеслами, садоводством, виноградарством. Навыки мастерства передавали детям. В середине ХIХ в. организовали в Евпатории училище «для бедных девиц», преобразованное впоследствии в Женское профессиональное училище им. А.М. Гелеловича. В 1895 г. открыто Караимское ремесленное училище им. С.А. Когена. В 1912 г. – Сельскохозяйственное училище имени Вениамина и Сары Тонгур.

Для караимской национальной вышивки характерна высокая техника шитья, орнаментальное богатство рисунка и разнообразие швов, применяемых в одном предмете. Техника шитья смешанная: гладь, телли, для вышивки религиозных предметов характерно тамбурное старо-дамасское шитье с вливанием тона в тон. Обычно вышивка была двухсторонней. В коллекции собраны лучшие образцы вышивки на шарфах (марама), сумочках к молитвенникам, нашивках к элементам ритуального облачения.

Богатство рисунка караимских вышивок дополняло умелое сочетание в орнаменте нескольких оттенков шелковых, золотых и серебряных нитей, переходящих плавно из тона в тон. Широко использовали вышивку тонким крученым шнуром, часто дополняли рисунок пайетки. В вышивках обычно использовали геометрический и растительный орнаменты, изображали вазу с цветами (Древо жизни), солнце и кипарис, цветы и плоды граната. В коллекции собрана национальная одежда с богатой вышивкой, предметы домашнего убранства: салфетки, чехлы на подушки. Коллекция дополняется работами современных мастериц С.Л. Трегубовой и С.Б. Шергине.

Караимы занимались табаководством. В ХIХ в. две трети табачных фабрик России организовали караимы: фабрики семьи Стамболи, А.И. Шишмана, братьев Джигит, «Дукат» И.Д. Пигита, товарищество фабрики С. Габай, торговый дом «А. Катык и Ко».

Контакты
+7 978 596 37 18
Kardashlar.mail@yandex.ru
г. Евпатория, ул. Караимская, 68

Часы работы:
Воскр.– Пятн. — 10:00–19:00
Суббота — Выходной
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website